Л. Кораблев

Сокращенная версия лекции,

исправленная д.ф.н., профессором О. А. Смирницкой

(лекция прочитана 19 марта 2005 года)

Комментарий к эпизоду фильма “Духи Исландии” №1 - “Дрангэй”:

“Йоун Эггертс-сон в XVII веке в своем дополнении к рукописи “T'd fordrif” упоминает об острове Дрангэй в Скага-фьорде на севере Исландии и описывает опасный промысел собирателей яиц диких птиц там. Затем он повествует о скальном жителе на Дрангэй, попытавшемся разрезать веревку, на которой опускался собиратель птичьих яиц; как ему удалось разрезать все нити веревки за исключением одной, освященной епископом Гудмундом Добрым. Скала, где (как полагают) это произошло, носит имя Скаульма-бьярг - “Меч-скала”…”

В этом фильме XX века “Духи Исландии” рассказчик называет скалу “Языческой Скалой”. В исландской фольклорной традиции XVII-XX вв. существует множество похожих преданий о собирателях птичьих яиц и Языческих Скалах (см. Jon Arnason, K. Maurer, J. Simpson, Einar G. Petursson и др.). Некоторые считают, что внутри этих Языческих Скал живут тролли, другие же – что там обитают духи земли. Но есть и те, что полагают, что внутри таких скал живут эльфы-язычники (EGP). Большой друг эльфов, автор сборника свидетельств об истинности существования эльфов исландец Оулавюр Свейнссон (Olafur Svensson) с острова Пюркэй (Purkey), который жил в XIX веке, включает историю об епископе Гудмунде и Языческой Скале в свой сборник про эльфов и заканчивает ее следующими словами:

“Вот этот-то кусочек Языческой Скалы епископ не освятил и думал он, что если кто там и обитает, то должно быть это Сокрытый народ”.

Еще раньше в XVII веке, уже упомянутый выше Йоун Эггертссон (Jon Eggertsson) дает своему варианту истории о собирателях птичьих яиц на острове Дрангэй подзаголовок (на полях) “Льювлинги (то есть добрые эльфы) в скале на острове Дрангэй (Drangey)” и далее пишет:

“...Сие неоспоримый факт, что когда корабли не могут отплыть от острова Дрангэй к большой земле из-за сильного ветра, часто моряки читают вслух поэмы-“римы” для того, чтоб развлечь тамошнего духа, живущего в скалах. Вслед за тем они быстро ловят попутный ветер к большой земле, а шторм утихает. Некоторые полагают, что они видели как сей скальный житель, привлеченный поэмой, внемлет ей с великим вниманием…”

Комментарий к эпизодам фильма № 2, 3, 4, 5, 6 - Краткий перевод истории о Хегра-несе:

Постройка дороги в Хегра-несе в 1978 году.

Какие новости из Трётла-скарди (т. е. из Ущелья Троллей)? - задали вопрос духи исландке Эрле Эйнарсдоухтир (Erla Einarsdóttir) через медиума Хавстейна Бьёрнссона (Havstein Björnsson). Через некоторое время она узнала, что там собираются проложить новую дорогу. Тогда духи объявили Эрле, что проклятие ведьмы Гримы лежит на Трётла-скарди, и умершие против того, чтоб скала там была взорвана. Засим последует месть. Эрле велели передать это послание строителям дороги, что она и исполнила.

Тем не менее, работы по прокладке дороги начались. Одна ясновидящая, которая жила далеко от Трётла-скарди в Западных Фьордах увидела изящно одетого эльфа с собакой. Он горячо увещевал женщину супротив взрывов на месте предполагаемой дороги. Тогда она переговорила со своим сыном, а тот рассказал об этом управляющему строительством Гисли Феликссону.

Было решено обратиться за помощью к медиуму Хавстейну. Отправились с ним на встречу глава строительного департамента Йоун Биргир Йоунссон (Jón Birgir Jónsson), рабочий Эймундюр Руноульвссон (Eymundur Runólfsson), проектировщик Хаукон Сигхтрюггсон и Гисли Феликссон со своей женой Эрлой Эйнарсдоухтир (Erla Einarsdóttir). Проектировщик дороги не был готов отказаться от строительства и убедил своих сотрудников попытаться добиться позволения Сокрытого народа и ведьмы Гримы на несколько взрывов в Трётла-скарде. Дорожные строители не боялись Сокрытого народа, ибо это дружелюбный народ, который обычно переезжает, если дать ему время. Гораздо страшнее было проклятие Гримы, а она была настроена враждебно. Была назначена еще одна встреча, но ничего не вышло, ибо медиум Хавстейн вскоре умер.

Было решено, что дорогу проложат через другую скалу в Трётла-скарде. Все же, казалось, Сокрытый народ не доверял людям. Посему руководитель работ Альфред Йоунссон дважды видел во сне народ из сокрытых миров. Во второй раз он находился в Трётла-скарди и увидел как некий незнакомец вышел ему навстречу. Он возжелал добиться от Альфреда обещания, что скалу не будут взрывать.

- Он просто подмял меня под себя. И, наконец, когда я пообещал не взрывать, он отпустил меня, - говорит Альфред.

На откосе ниже в Трётла-скарди была еще одна большая скала. Решили ее убрать при помощи новейшей модели бульдозера марки Caterpillar D6. Но сразу ничего не вышло... После устранения первой поломки снова взялись за дело. Бульдозерист завел машину и все было в порядке, покуда он не подъехал к скале. Как только зубья ковша дотронулись до скалы мотор взревел и показалось, что он сейчас взорвется. Испуганный бульдозерист тотчас выпрыгнул из машины. Бульдозер отбуксировали на станцию техобслуживания и там он продолжал звонить как колокол. Его не удалось починить во второй раз, и прошло значительное время, прежде чем достали другой бульдозер. Тогда дело пошло на лад. Скорей всего потому, что во время вынужденного простоя у Сокрытого народа появилось время переехать из этих скал. Из-за всех подобных перипетий дорога в этом месте до сих пор раздваивается. (Valdimar Tr. Hafstein).

Комментарий к эпизоду №7 - “История Стейнгримюра Бьярнасона:

Профессор Эйнар Оулавюр Свейнссон пишет:

“Эльфы обладают талантами и искусствами, которых нет у людей: они могут открывать скалы – или же это только лишь иллюзия и скала на самом деле боковая стена их дома? Но тогда они могут скрывать двери и фасады своих домов, когда им только заблагорассудится. Также они в состоянии делать себя видимыми и невидимыми людскому взору… ” (стр. 176)

Комментарий к эпизоду №9:
Сама эта история о спасении эльфом исландца Лео мне до сих пор неизвестна, но вот другие современные свидетельства об эльфах в Исландии:

Случай в Акур-эйри в 1962 году

Около двадцати лет тому назад в Акур-эйри, крупнейшем городе на севере Исландии, потребовалось взорвать несколько скал для того, чтобы расчистить место для строительства новых домов. Тогда к одному горожанину во сне явился эльф и попросил, чтобы взрывы отложили на некоторое время, чтобы дать возможность эльфам, которые жили в тех скалах, переехать. Человек обратился в городской совет и на созванном совещании решили отсрочить взрывы. Это почти что равнялось официальному признанию существования эльфов. (Steingrimur J.Porsteinsson, Einar G. Petursson)

Случай в Рейкьявике в начале 70-тых XX века

Тогда подрядчики велели рабочим убрать скалу с пути строящейся автодороги. Но там внутри, по слухам, обитали эльфы. Руководитель работ Пьетур Йоунссон и инженер проекта Гвюдмундюр Эйнарссон (в то время также президент Общества Спиритов) устроили тщательную подготовку для переноса скалы. Подрядчик пригласил ясновидящего и теософа Цофаниаса Пьетурссона с тем, чтобы добиться согласия возможных обитателей скалы. Ясновидящий подтвердил, что, действительно, там внутри были эльфы. После того, как он обошел скалу по кругу несколько раз, разговаривая с Сокрытым народом, он заявил, что получил согласие на продолжение дорожных работ.

Но вопреки всем разумным мерам предосторожности все пошло наперекосяк. Возможно потому, что скала раскололась надвое когда ее опускали бульдозеры. Как бы то ни было, но тем же вечером, один из участников переноса скалы нечаянно врезался на бульдозере в водопроводную трубу, которая была протянута к рыбоводческой ферме. Труба лопнула и 70 тыс. мальков форели погибли. После этого никто из строителей-дорожников не хотел приближаться к скале. Но все из них, так или иначе, поплатились за содеянное, а один из бульдозеристов, рассказал, что и двадцать лет спустя его жизнь была всегда с тех пор омрачена неудачами. Несколько лет назад соседние землевладельцы оградили ту скалу и посеяли вокруг нее траву, но тем не менее недавно стало известно о новом намерении властей перенести эту скалу, чтоб расширить автодорогу. (Valdimar Tr. Hafstein) /p>

Случай в Коупа-вогюр, произошедший ок. 1970 года

В Коупа-вогюре, пригороде Рейкьявика есть известный Эльфийский Холм, который несколько выдается на так называемую Дорогу У Эльфийского Холма. Попытки немного срезать этот холм, чтоб облегчить проезд по самой дороге закончились ничем и дорожные работы у Холма постоянно прерывались из-за механических поломок и несчастных случаев. Прокладка нового водопровода вдоль Эльфийского Холма в 70-ые также была нелегкой. Строительная техника ломалась рядом с Холмом несколько раз и перекрывала все движение на несколько часов.

В конце 80-х городские власти выделили людям землю у Эльфийского Холма под застройку. Тем не менее, чуть позже эти люди вернули землю в обмен на другой участок. Но чертежи их будущего дома не укладывались в рамки нового участка, а потому они потребовали компенсации у города. И, не удивительно, что городской совет уступил их требованиям, фактически признав реальную причину, из-за которой произошел обмен. Более того, тот участок у Эльфийского Холма больше никому не выделяли. Потому номера домов там 100 и 104 с пропуском одного, что оставляет отчетливое впечатление, что у Эльфийского Холма появился почтовый адрес: 102 Alf-hols-vegur -- 102 Дорога У Эльфийского Холма, город Коупа-вогюр. (Valdimar Tr. Hafstein)

Происшествие в Коупа-вогюр, 1996 год

В долине Лейр-далюр, расположенной на границе с другим пригородом Рейкьявика – Гарда-байр планировалось устроить к 2001 году кладбище. Потому грузовики привозили туда почву, а бульдозеры ее разравнивали. Холм же в долине причинил особые хлопоты. Бульдозерист Хьёртюр Хьяртарсон рассказывал о том, что рядом с этим холмом колеса его бульдозера просто прокручивались несмотря на то, что он ничего перед собой не двигал. Он прибавил, что каждый раз когда он работал рядом с холмом он ощущал нечто необъяснимое “нечто вроде страха”. Ощущение опасности пришло, он сказал, “задолго до того как местные начали говорить о чем-либо, что предположительно находилось внутри.” Он узнал от управляющего стройкой Йоуна Инги Рагнарссона, что существовало местное предание об эльфах, которые жили в том холме. Затем оба работающих бульдозера ломались несколько раз прямо у холма. Однажды представителю фирмы-продавца потребовался целый день, чтоб понять что именно испортилось. По-видимому, заметил Хьёртюр, механик был поражен природой поломки. Он посчитал, что теоретически этого не могло произойти. Понятно, что все это лишь только усилило веру в то, что нечто сверхъестественное чинит препятствия работающим в Лейр-далюр и новость распространилась со скоростью лесного пожара. Вскоре пресса стала навещать то место, брать интервью у рабочих и снимать пресловутый холм. Но даже представители СМИ столкнулись с трудностями. Репортеры, которые готовили материал об этой истории для телевизионных новостей на Втором канале рассказывали как их кинокамера неоднократно отказывалась работать когда была направлена на эльфийский холм, но в других случаях работала как положено.

В конце концов, управляющий стройкой Йоун Инги решил сделать перерыв. Он разъяснил ситуацию журналистам:

-- Мы собираемся выяснить не сможем ли мы достигнуть взаимопонимания с эльфами, если мы на время уйдем отсюда. Я склоняюсь к тому, что в холме есть нечто, чего мы не можем объяснить. (Цитата из “Утренней газеты”, 7 февраля, 1996 г.)

И на самом деле, когда после отсрочки Хьёртюр вернулся к холму, страсти поутихли. Он сказал:

--Ну, по моему мнению, что бы там ни было, Сокрытый народ или эльфы, они попросту смирились и переехали отсюда.

Дальнейшее подтверждение этому было получено из видений, о которых поведала матери Хьёртюра ясновидящая. Ведь мать Хьёртюра была подрядчиком работ и его работодателем.

(Valdimar Tr. Hafstein)

Из сборника свидетельств об истинности существования эльфов, составленного Оулавюром Свейнссоном с острова Пюркэй:

Со слов своей жены Хоульмфридюр Оулавсдохтир Оулавюр Свейнссон рассказывает, что когда та жила со своими родителями на острове Арн-эй и однажды что-то готовила на очаге – она увидела как какой-то незнакомец появился в дверях. Он был в бурых чулках и черных штанах, но его одежды выше Хоульмфридюр не разглядела, ибо дверь была низкой. Гость повременил несколько у дверей и сказал:

- Бог в дом!

Она пригласила его внутрь и он пошел в общую комнату, а когда же она вошла за ним следом со светом в руке – не увидела она там никого незнакомого. Обойдя хутор со светом, она также не встретила никого постороннего.

Комментарий к эпизоду фильма №10:
В Исландии про карликов-двергов ничего не слышно с XVII века, но сейчас появились шарлатаны, которые обманывают туристов и сочиняют чудовищные небылицы про современных эльфов и карликов-двергов с целью заработать легкие деньги на исландской экзотике. Можно даже посетить две конные экскурсии к “эльфийским скалам”. Одна из этих экскурсий подешевле и проводится недалеко от Рейкьявика - в Хабна-фьорде. Вторая же значительно дороже (для весьма состоятельных туристов) - ведь надо ехать в один из самых отдаленных уголков Исландии – Иса-фьорд, что расположен в Западных Фьордах. Тем не менее, истинные свидетельства умалчивают об эльфах в Хабна-фьорде или же в Иса-фьорде, но говорят о том, что сейчас эльфы еще живут на мысу Снайфетльс-нес, на севере Исландии, и, возможно, в некоторых из Западных Фьордов.

С благодарностью Йоуну Г. Йоуханнессону, О. А. Смирницкой, Эйнару Г. Пьетурссону, Вальдимару Тр. Хавстейну, Бенедихту Б. Йоунссону, Виктории Кораблёвой, Т. В. Кораблёвой, Е. Блёскиной, Я. Кораблёвой, Борису Шапиро, Сафе Проказовой и П. Проказову, без чьего участия эта работа не была бы сделана…
"ДУХИ ИСЛАНДИИ"
(док. фильм)
пер. с англ. и исл. Л. Кораблева с исправлениями, внесенными д. ф. н., профессором Ольгой Александровной Смирницкой

В = вопрос, О = ответ

№1 (пожилой сборщик яиц диких птиц)

В: Не думаете ли Вы, что Греттиру, Иллуги и их слуге было очень одиноко, когда они находились здесь, на острове Дрангэй, в изгнании?

О: Да, я так думаю. Однако, возможно, Греттиру здесь было гораздо лучше, чем скитаться по горам в одиночестве, или подчас в сопровождении сомнительных спутников, которые собирались лишить его жизни. Гораздо лучше было жить здесь в безопасном укрытии, с неунывающим братом под боком, чем лежать где-нибудь в темноте в одиночестве, в горах или же на лавовых пустошах, и повсюду видеть глаза [живого мертвеца: draugur] Глама. Можно лишь пожалеть Греттира, ибо он очень боялся темноты. Боялся привидений.

В: Кем бы был [живой мертвец: draugur] Глам в наши дни? На что бы походили призраки, коих так боялся Греттир, в наше время?

О: Я думаю, что они были бы равно теми же духами, что являются сейчас людям. Несколько дней тому назад я прочел в газете в интервью с президентом Общества Спиритов, что они в день получают около двух просьб изгнать злых духов или призраков. Таким образом, Вы можетепредставить себе, что в старину, когда все было окутано тьмой [особенно зимой] и не было [электрического] света, они бы получали по меньшей мере десяток подобных просьб в день. Они приглашали ведунов отовсюду для того, чтоб изгнать злых духов.

...Всегда жутковато, когда камни на скале начинают шататься. Мне сильно везло все те сорок лет что я здесь. Да, это полезно для души. Ты избавляешься от всех своих [нервных] расстройств. Ты приплываешь сюда, спускаешься на веревке вниз несколько раз и тогда ты свободен ото всего и все прекрасно и остаток лета до следующей весны. Это то, что ты вынужден делать, стоит лишь только тебе привыкнуть. ... О, стало трудновато. Сейчас я устал. Все остальное прекрасно. Всего лишь что-то с легкими. Стало труднее, чем прежде.

В: Но Вы до сих пор не бросили это занятие, не так ли?

О: Вы могли стать свидетелями окончания моей карьеры. В: Что Вы думаете об этом?

О: Об окончании моего промысла? Нормально. На самом деле нормально: ты ухитрился обойтись без слишком большого количества повреждений... и ты действительно вполне доволен, когда оглядываешься назад.

(Команда помощников о другом молодом сборщике яиц): Он достаточно высоко. Легче! Тише!

опять №1

О: Самая известная история о Дранг-эй повествует о том, как епископ Гудмунд Добрый освящал этот остров. Настоящая проблема возникла когда люди начали погибать во время сбора яиц [диких птиц] и [хоуларская] епархия лишилась своей доли [птичьих] яиц. Можно представить себе, что что-то им надо было с этим делать. Гудмунд попросту отправился освятить сей остров. Возможно он начал отсюда... Очевидно он двигался противусолонь потому что... закончил здесь. Тут позади нас находится Языческая Скала. И когда [епископ Гудмунд] освятил все... все утесы и почти завершил полный круг, тогда гигантская рука появилась из скалы и обрезала веревку. Все ее нити были рассечены, за исключением одной. Сия нить была освящена особенно хорошо. Затем из скалы раздался голос:

-- Пожалуйста, прекрати [обряд] освящения, епископ. Даже злым духам надо где-то обитать.

Мудрый Гудмунд осознал правоту сказанного и прекратил [обряд] освящения. Всегда с тех пор духи жили здесь в мирной гармонии с Богом и людьми.

В: Злые духи до сих пор здесь?

О: Да, я не знаю стали ли они хоть сколько-нибудь лучше. [Но] разве не становятся люди обычно лучше, даже скверные люди? Возможно сейчас они [т.е. духи] исправились.

... Некоторые любят истории, другие же -- нет. Я люблю "Сагу о Греттире" так сильно отчасти потому, что я вырос здесь, либо же жил на соседнем хуторе некоторое время. В течении пяти лет. Здесь на хуторе вблизи от острова Дрангэй я мог видеть расстояние, которое Греттир проплыл от Дрангэй до берега. Подобные мысли всегда приходят мне на ум. Словно ты можешь ощущать присутствие Греттира когда идешь вдоль побережья. Словно бы ты сам видел как Греттир доплыл до берега.

№2 (Erla Einarsdóttir)

О: Я поняла, что это предупреждение пришло от невидимого народа или же от созданий некоего рода, живших здесь. Он сказал, что это послание, что им не дозволяется взрывать эту область, как они задумали. Они сказали, что чем тяжелее будет проступок, тем хуже будут его последствия. Последствия согласно действиям.

В: Кто принес послание?

О: Оулавюр и Ауртни из Кебла-вика. Тамошние фермеры, которые давным-давно умерли. Послания получил медиум.

№3 (Alfred Jönsson)

О: Мне приснилось, что я был здесь у края ущелья. Тут есть кусок скалы или вернее скала, на которой магический запрет был самым сильным и именно там собирались проложить дорогу. И ее [т. е. скалу] все боялись [трогать]... Сначала мы собирались ее взорвать. Мне приснилось, что я был прямо здесь в ущелье и внимательно смотрел. Затем из скалы вышел некто, сбил меня с ног и придавил мне грудь. Он угрожал мне всеми страстями, что существуют на свете покуда я не пообещал, что я ничего здесь не трону... и возьмусь за работу как можно осторожней.

№4 (бульдозерист или же механик)

О: Я не собираюсь утверждать, что они сделали это, а того не делали. Но их обвинили в том, что произошло. Степень повреждения этой машины [бульдозера] достаточно необычна. Новая машина. У нас было много бульдозеров той компании, но никогда ничего подобного не случалось.

В: Вы вообще не ожидали, что этот новехонький бульдозер выйдет из строя?

О: Нет, конечно нет. Хотя бы потому, что он был еще на гарантии. Мы вызвали людей из [бульдозерной] компании, чтоб они немедленно все освидетельствовали. И потому, естественно, поднялся шум. Когда вы вызываете людей из столицы [т. е. Рейкьявика], дело должно быть серьезным.

В: И что Вы думаете про истории об эльфах?

О: Ну, я не большой специалист по этому вопросу. Но, возможно, немного подло винить эльфов во всем, что происходит не так. Как в этом случае. Однако верить в эльфов хорошо, и о них существует много забавных историй.

№3 (Alfred Jönsson)

В: В конце концов здесь было совершенное согласие промеж людьми и эльфами?

О: Да, можно сказать и так. И ничего [скверного] здесь не происходило. И можно сказать, что мы делали все так, как они того желали.

В: Что Вы думаете об этом оглядываясь назад?

О: Ну, я не знаю, что и сказать. Однако я крепко убежден, что все было на самом деле. Я так думаю.

№2 (Erla Einarsdóttir)

О: Я непоколебимо верю, что существуют невидимые создания... определенно обоего рода -- хорошие и плохие.

№5 (Инги - первый бульдозерист)

В: Вы не боялись трогать скалу здесь в Хегра-несе, когда Вы вспоминали о том, что здесь произошло?

О: Нет, мы добывали строительные материалы в этом месте долгое время.

В: Что Вы думаете о том, что здесь в скалах могут быть эльфы?

О: Меня с детства (и в юности) воспитывали в том духе, что это возможно... что в холмах и скалах живут [некие] созданья. И с тех пор я не изменил свою позицию по данному вопросу. Да, совершенно не изменил.

№6 (второй бульдозерист)

В: Что касается Вас, Вы совсем не боитесь, когда касаетесь [скал ковшом] своего огромного бульдозера, что это может быть опасным?

О: Да, иногда побаиваюсь. Но, так или иначе, вы делаете то, что вам велят. Вы просто делаете это. До сих пор я ничего еще не замечал [необычного], но отрицать [опасность] нельзя. Я согласен с Инги -- в детстве вам сказали, что существуют заколдованные камни и места. И вы не должны их касаться или же беспокоить. Мы до сих пор верим в это. Даже если с вами самими ничего подобного и не случалось. И, возможно, вы также не знаете об этом достаточно.

№7 (Стейнгримюр Бьярнасон)

О: [В детстве] мы не могли вполне ясно представить себе, что в этой скале мог жить народ, который обликом в точности подобен нам. Мы не были в состоянии вообще это постичь.И мы, местные мальчишки из Хотла думали как-бы сделать что-нибудь, чтоб выяснить [истину]. [Наконец] мы бросили обитателям скалы вызов, чтоб они вышли наружу и показались [пред нами].

(эльфа)

- Стейнгримюр. Если ты не прекратишь озорничать вокруг моего дома -- тебе сильно не поздоровится.

(Опять Стейнгримюр Бьярнасон)

- Я не могу смириться с тем, как часто при нынешних строительных работах, с помощью всех этих больших и быстрых машин, они не обходят препятствия и не щадят их. Даже когда [им встречаются] трудные препятствия. Они попросту сметают все со своего пути или же взрывают. Я не могу представить, чтоб это случилось с сей [эльфо-]скалой. И я весьма счастлив, что в конце концов это моя собственность, на моей собственной земле.

В: Значит не приключится никакой беды со скалой Стейнгримюра Бьярнасона?

О: Нет, нет. Я надеюсь, что жизнь вокруг скалы будет нормальной и спокойной. И эльфе не придется переезжать из-за шума и треволнений. [Я надеюсь] что ей это не потребуется.

№8 (пожилой исландец на костылях)

О: Я думаю, то был эльф. Но я не могу доказать это.

В: А что произошло?

О: Ничего особенного. Просто он оделся и подтянул брюки… Он огляделся вокруг словно он что-то потерял.

В: А как он выглядел?

О: На нем были серовато-красные брюки, которые он подтянул повыше, и белая рубашка. Но он исчез прежде, чем надел куртку. Вроде бы он не нашел ее. И затем он исчез.

В: Он исчез когда Вы не него смотрели?

О: О да, совершенно неожиданно, словно испарился.

В: Что это значит?

О: Я не знаю. Они появляются только на очень короткое время. Это точно как увидеть умершего. Ты не можешь смотреть на него непрерывно. Внезапно он исчезает. Больше его там нет.

В: Часто ли Вы замечали что-нибудь, чего Вы не в состоянии объяснить?

О: Да, я бы сказал почти что каждый день. Я видел усопших или же нечто подобное. Я не называю их живыми мертвецами (draugar). Некоторые называют их так, но я никогда не видел [ни одного] живого мертвеца (draugur). Только лишь привидений, умерших. Некоторых из них я [когда-то] знал, других же никогда прежде не видел.

В: Есть ли у Вас какое-либо объяснение этому?

О: То просто умершие. Так они показываются [живым].

В: Зачем они это делают?

О: Я не знаю. Только они знают. Я не могу это понять.

В: Многие утверждают, что это всего лишь чепуха и суеверие.

О: То [говорят] лишь люди , которые ничего не смыслят. Они ничего не видят. Они ничего не замечают. Очень немного тех, кто обладает [необходимой] восприимчивостью.

В: Когда мы говорим об обитателях скал и холмов, не верим ли мы просто в то, что они [живут] там, и потому только они и [живут] там?

О: Да, [вера] поможет. Поможет также и [то], когда мы видим их. Я бы не видел их, если бы мы не верили в их существование. Также встречаются люди, которые не во что не верят. Которые верят только тому, что видят из кухонного окна. И оттуда они никогда ничего не видят. Они не видят ни привидений, ни призраков, ни Сокрытый народ. Даже есть люди, которые отрицают существование Бога, [говорят, что] все это чепуха.

№9 (Лео, пожилой фермер)

В: Вы на самом деле могли бы погибнуть при [произошедшем] падении?

О: Да, но до сих пор я жив.

В: Кому Вы обязаны жизнью?

О: Ну, конечно, Богу, везенью и эльфу, который провел ночь в моем доме. По самой меньшей мере я обязан ему.

В: Вы думаете он помог Вам тем, что удержал руль?

О: Нет, я сам держал руль. Сперва я хотел спрыгнуть с трактора, но у меня были повреждены бедра и, я понял, что окажусь под машиной. Тогда я решил, что лучше упасть вниз в машине и сразу умереть. Я не боюсь мертвых. Я жду смерти с нетерпеием.

В: Вы ждете смерти с нетерпением?

О: Да. И так уже давно. Прямо с того времени, когда я познал жизнь по ту сторону [смерти].

В: Что Вы думаете Вас там ожидает?

О: Просто вечное блаженство. В: Какие у Вас тому доказательства?

О: Что?

В: Почему Вы думаете, что обретете вечное блаженство?

О: Прошлой зимой я видел [это]мельком, прямо перед днем моего рождения, в марте. Я тогда перешел по другую сторону [жизни] и там меня тепло встретили мой приемный сын и наш общий друг. Никогда в этой жизни я не испытал ничего, что сравнилось бы с тем счастливым временем.

В: Вам там понравилось?

О: Да, мне понравилось быть по ту сторону, и они хорошо меня приняли. Не в первый раз тогда я заглянул за грань [между жизнью и смертью].

В: Сложно ли просто перейти по ту сторону на короткое время?

О: Нет, нет.

В: Как это сделать?

О: Ну… я право не знаю… тех, кто способен на подобное. Я могу перейти по ту сторону и могу слышать часы на стене. Но тем не менее я там. Вы находитесь в состоянии некоего транса. И Вы слышите и видите все, что хотите. Возможно то, что Вы хотите слышать и видеть.

В: Лео, а это не вздор?

О: Нет, это совсем не чепуха.

[далее следует сценка с Сокрытым народом]

№ 10 (пастор из Снайфетльснеса (Snæfellsnes, «Мыс Снежной Горы»))

В: Что Вы скажете о язычестве людей, населяющих Снайфетьлс-нес?

О: Некоторые называют это язычеством, если ты веришь в существование Сокрытого народа, в эльфов, карликов-двергов, живых мертвецов (draugar) и призраков. Стоит ясновидящему встретить усопшего в ночной тьме как сразу современный человек называет это суеверием или же язычеством. Но здесь народ каким был, таким и остался. Здесь, где люди живут в тесном контакте с Землей-матушкой и природой, они живут в мире невидимых духов. И Сокрытый народ [т. е. эльфы], на самом деле в точности подобны Вам и мне, здесь и сейчас.

В: Не противоречит ли это Христианству?

О: С теологической точки зрения, да, несомненно. Однако жизнь гораздо сложней, чем [все] теологические догмы и доктрины.

Местный ледник всегда был центром жизни здесь. А вся та болтовня про [какие-то] силы, потоки и эманации из ледника, то, о чем никто раньше ничего не знал. Это – современный мистицизм. Сюда его завезли иностранцы. Ледник – поистине священная гора для всего старого населения Снайфетля. Я частенько смотрю на ледник как на трон Всесильного Бога и представляю Его сидящим там во всем великолепии и славе, прекрасным ярким днем, на вершине горы.

Вон там находится небольшой холм, который называется Берг-хоутль. С ним связана одна история про сына священника. Эльфа, облаченная в темно-синее [одеяние] попросту очаровала его. Одним прекрасным летним вечером она взяла его за руку и повела к холму. Когда люди стали его искать, они обнаружили его прямо перед тем, как эльфа смогла исчезнуть с ним внутри холма.

Некоторые считают то, о чем я только что говорил суеверием. Жить настолько близко к Матушке-Природе, находиться в соприкосновении с эльфами и Сокрытым народом – сие должно быть язычеством. Однако это слишком наивно.

Я думаю, что существует некоторая путаница, если Вы живете в искусственном мире большого города. \См. другой вариант перевода\ Возвращаться домой из церкви здесь означает совсем другое, нежели чем [совершать это] в Москве, Нью-Йорке или Лондоне. Там у Вас будет только асфальт и совершенно искусственный мир городских строений. Там контакт с природой отрезан и люди начинают жить в своем собственном мирке, который сильно отличается от житья на природе, вместе с творением Божьим. И когда вера в существование невидимых созданий мертва и человек живет космополитом в большом городе – тогда настоящая вера также умирает. Как только умирают суеверия – умирает вера. Вера в Создателя небес и Земли.
Сценарий и режиссура: Ангелика Андрис и Сигюрдюр Гримссон,
Субтитры: Роберт Кук (1995 г.)
Перевод: Л.Кораблёв (2004-2005 гг.)